Мы провели 18 всероссийских форумов-выставок, 21 конференцию, 57 семинаров и мастер-классов
  • Kb
  • Franchay logo

Preview 3089fe3521c6ac85c95522d35493c823

Декабрь 15, 2016

Антикризисный рецепт. Мария Прецкайло – о перспективах франчайзинга

Открывать свое дело вовсе не обязательно «с нуля». Простой способ, который поможет запустить успешный бизнес – это покупка франшизы. Именно об этой технологии и шла речь на семинаре, который организовала ТПП Югры для предпринимателей из Белоярского.

В роли эксперта выступила Мария Прецкайло, руководитель отдела развития и брокериджа федерального проекта «Франчайзинг. Регионы», консультант по франчайзингу. Об особенностях этой бизнес-модели она рассказала в интервью нашей пресс-службе.

- Насколько югорским предпринимателям вообще была близка тема франчайзинга? Не секрет, что современные тенденции доходят до регионов не так быстро.

- Аудитория был очень активна, что весьма меня порадовало. Предприниматели задавали много вопросов: им хотелось досконально разобраться в теме. О франчайзинге слышали многие, но у не всех есть понимание, как пользоваться этой технологией максимально результативно. Конечно, многих заинтересовал вопрос стоимости открытия франшизы. Ведь сейчас вкладывать денежные ресурсы в новую компанию достаточно обременительно.

Мы обсудили плюсы и минусы открытия своего бизнеса с нуля и запуска франшизы. После практического занятия предпринимателям стало ясно, что франчайзинг более удобен и выгоден с точки зрения и финансовых, и временных затрат. Эффективность бизнеса, обучение персонала, технологии ведения продаж – все это работает на более высоком уровне. Причем на уровне как крупных, так и микропредприятий.

- На семинаре вы говорили о том, что предпринимателям важно не стать жертвами псевдофранчайзеров. Как отличить подделку от реального бизнеса?

- Как правило, сомнения у вас должны появиться еще во время разговора. Псевдофраншиза существует на рынке короткий срок, полгода-год. Это уже показатель того, что компания создана для того, чтобы просто быстрее заработать деньги, и она не будет оказывать вам поддержку и сопровождение. Кроме того, псевдофранчайзеры не торопятся заключать с вами договор коммерческой концессии, пытаясь навязать вам нечестное партнерство.

- Вы упоминали на мероприятии и о социальных франшизах. Что это за явление?

- Формально социальная франшиза ничем не отличается от классической: в ее основе также лежит получение прибыли. Юридически оформляется она аналогично. Но есть одно радикальное отличие: социальная франшиза в первую очередь создается для того, чтобы помогать людям. Есть великолепный пример в автономном округе. Это центр технического творчества и информационных технологий «Я и ты» в Советском. Благодаря своей мощной социальной составляющей, проект получил развитие и в других регионах России. Это действительно хорошая миркобюджетная франшиза. Которая, кстати, хорошо вписывается в современные тенденции. Сейчас наблюдается явный тренд – появление микрофраншиз, которые требуют минимум инвестиций (не более 1 миллиона рублей) и штатных работников (3-5 человек).

- Какие российские и зарабежные франшизы вы считаете по-настоящему качественными?

- Мое мнение здесь будет довольно субъективным. Мне нравится то, как выстроена работа американской компании «Nathan's Famous». Это мультиформатная франшиза по производству и продаже хот-догов. Она очень удобна для предпринимателей, потому что предоставляет им выбор – от тележки с хот-догами до полноценного кафе на несколько десятков человек. У компании собственное производство и очень хорошее сопровождение бизнеса.

Из региональных франшиз могу отметить, кроме уже вышеупомянутого центра «Я и ты», тюменскую компанию «Крепыж», которая занимается продажей садовой техники и инструментов, ресторанный холдинг «Максим». На всероссийском уровне хорошо позиционирует себя РХ "Росинтер" (бренды«IL Патио», "Шикари" и другие).

- Почему такие компании вообще продают франшизу? Неужели не выгоднее делать свои собственные торговые точки, если они настолько успешны?

- Потому что вопрос инвестиций сразу же снимается с повестки дня. Партнер компании вкладывает в торговую точку, содержит и контролирует ее, что значительно снижает расходы. Кроме того, региональные предприниматели лучше знают свою территорию и рынок сбыта, благодаря чему могут эффективнее продвигать бренд. Соединение опыта франчайзера и знаний франчайзи – это по сути идеальная синергия.
 

КАК ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИТЬ ФРАНШИЗУ? СОВЕТЫ ОТ МАРИИ ПРЕЦКАЙЛО

1. Длительность работы франчайзера.

Опыт работы компании должен составлять минимум 5 лет. За это время предприниматель пройдет все ошибки, набьет все шишки, и в итоге получится очень хороший продукт.

2. Наличие собственных точек.

Франчайзеру необходим опыт тиражирования, администрирования и руководства удаленных объектов. Поэтому наличие собственных филиалов, магазинов, ресторанов в разных городах будет плюсом при выборе франшизы.

3. Наличие франчайзинговых точек.

Это говорит о том, что компания-франчайзер стремится к развитию своей партнерской сети и имеет отлаженную систему ее поддержки и сопровождения. Стоит обратить внимание на год начала продажи франшизы, количество точек по отношению к сегодняшнему времени и периодичность их открытия.

4. Наличие обязательных платежей и их обоснованность.

В них входит паушальный взнос и роялти. Паушальный взнос составляет примерно 9-11 % от общих инвестиций, роялти 3-7 % от оборота (или фиксированная плата). В паушальный взнос входят бизнес-бук (регламент организации деятельности), бренд-бук (правила построения и использования элементов фирменного стиля) управление и обучение персонала, методики продаж, рецептуры и технологии, все формы учета, отчетностей, инструкции и т.д. Роялти – это ежемесячный платеж, за использование патента, авторского права, того, что принадлежит компании-франчайзеру.

Ни один уважающий свой труд, потраченные деньги и время предприниматель, не передаст вам свои наработки бесплатно. Если вам предлагают франшизу практически бесплатно, это скорей всего дилерство, то есть торговля товаром предлагаемым головным партнером.

5. Интеллектуальные наработки.

Интеллектуальные наработки - это суть франчайзинга. Ведь франчайзинг - это не продажа готового бизнеса, а передача партнеру методики его ведения. Отсутствие прописанной методики должно вызвать у вас сомнения по отношению к предложению.

6. Юридическая сторона

В России она регулируется договором коммерческой концессии (ДКК). ДКК предполагает передачу франчайзи комплекса исключительных прав франчайзера – товарный знак, коммерческая информация, ноу-хау и т.д. Срок его действия не менее 5 лет. Также, в некоторых компаниях, возможно оформление лицензионного договора, он включает использование одного объекта интеллектуальной собственности.
Источник.