Мы провели 18 всероссийских форумов-выставок, 21 конференцию, 57 семинаров и мастер-классов
  • Kb
  • Franchay logo

Preview large 2fe18d95 1797 45f0 9540 84f15fdc56b0

Декабрь 04, 2015

Франчайзинг как антикризисная мера

Кризис – это время, когда необходимо объединять усилия предпринимательского сообщества. Лучшие возможности для такой интеграции дает франчайзинг, заявил начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев, открывая Всероссийский форум-выставку «Франчайзинг. Регионы», который прошел накануне в Тюмени.

По бразильскому сценарию

В ближайшее время в российской экономике проявятся те же тенденции, которые на протяжении последних 10 лет были характерны для Бразилии, Мексики, Аргентины и Китая. В этом уверен исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко.

В сфере отечественного франчайзинга, по мнению эксперта, получат развитие те отрасли, которые были недоразвиты до настоящего момента — сектор услуг, сектор b2b-сервиса, сектор персонального сервиса, автомобильные перевозки, сектор гостиничного бизнеса и туризма. «Если мы посмотрим на диаграмму развития франчайзинга в той же Бразилии, то увидим, что каждому сектору там отведено примерно 15–17%. У нас же достаточной большой перевес в области общественного питания и ритейла (как правило продовольственного), и небольшое количество предприятий в области медицины, индустрии здоровья и красоты», – отмечает он.

Продолжит активно развиваться по франшизе детское направление – частные детсады, развивающие и досуговые центры. В этом сегменте до сих пор мало предложений. «Кроме того, в связи с внешнеполитической обстановкой, сильное развитие получит внутренний туризм», – уверен Юрий Михайличенко.

Рост курса валют повлечет за собой выход российских компаний на международный рынок, особенно тех, что производят интеллектуальную собственность, которую можно выгодно продавать за доллары и евро. Тем более, что она не подпадает под эмбарго и санкции. «Проблема в том, что наши компании не рассматривают этот вид бизнеса как основной, тогда как бразильские и мексиканские компании ставят интеллектуальный продукт во главу угла. И уже очень хорошо научились его продавать», – заметил спикер. По его словам, те же мексиканцы серьезно потеснили американский бизнес на юге США.

Еще один тренд – постепенный переход ритейла и сферы услуг в онлайн. «Эту тенденцию стоит воспринимать очень серьезно, ведь она позволяет снизить издержки на аренду и продвижение продукции», – отмечает Михайличенко. В этом же уверен и коммерческий директор «Яндекс.Маркет»Евгений Тихомиров. «Достаточно сказать, что посещаемость нашего ресурса — 150–170 тысяч человек в час. Целый город. А в месяц – это около 20–22 млн пользователей», – рассказал он. Для сравнения крупнейший в Европе торговый центр, расположенный в Москве, принимает около 3 млн посетителей в месяц.

Причем, прирастать интернет-продажи будут за счет регионов, спрос в столицах уже удовлетворен. «Если в 2005 году на Москву и Санкт-Петербург приходилось 80% интернет-продаж, то в прошлом – уже только 45%". И тенденция эта будет только усиливаться.

Где продавать

Поскольку основная масса франшиз в Тюмени реализуется в сфере ритейла и общественного питания, для франчайзи остро стоит вопрос доступных торговых площадей. С докладом о состоянии рынка торговой недвижимости в Тюмени выступила Наталья Девяткова, генеральный директор ГК «Денова».

По ее информации, в настоящий момент в областном центре действую 28 качественных торговых центров. Обеспеченность торговыми площадями находится на уровне 524 кв. метров на 1000 жителей. Большинство ТЦ и ТРЦ относятся к классу региональных («Гудвин», «Премьер» и другие), в городе есть один суперрегиональный ТРЦ «Кристалл», остальные центры микрорайонного значения.

В 2016 году ситуация с выбором торговых площадей улучшится – в августе планируется открытие еще одного суперрегионального торгового центра «Стар Сити Молл» на Мысу. После Нового года должен открыться и ТК «Окей», в границах улиц Профсоюзная — Госпаровская. В итоге, уровень обеспеченности качественными торговыми площадями поднимется до 634 метров на 1000 жителей. Это среднероссийский показатель.

За 9 месяцев 2015 года на рынке коммерческой недвижимости, по мнению Натальи Девятковой, сформировались следующие тенденции:

– снижение покупательской активности примерно на 25%. «У многих ТЦ количество посетителей не только не упало, но даже выросло. Это отмечают, например, в ТРЦ «Кристалл» и в «Солнечном», – сообщила спикер. Но покупок при этом совершается намного меньше – люди просто гуляют по торговому центру и ничего не покупают;

– отказ розничных сетей (и продовольственных, и не продовольственных) от развития. «Многие из них даже ввели мораторий на развитие и не открывают новых магазинов», – заявила Наталья Девяткова;

– как следствие, арендодатели отказываются от фиксированной арендной ставки и привязывают ее к товарообороту арендатора. «Торговые центры пошли на встречу предпринимателю. Они активно занимаются маркетингом, организовывая различные акции, тем самым привлекая покупателей в торговые точки своих арендаторов», – говорит эксперт;

– коррекция арендных ставок в сторону понижения на 10–30%. Ожидается, что коррекция будет и в начале 2016 года;

– рост уровня вакантных площадей. В частности, в региональных ТЦ они увеличились на 6%. В меньшей степени пострадали суперрегиональные торговые центры (потому что, это ново, своебразный магнит для населения), и микрорайонные, расположенные в гуще жилых массивов. В этих сегментах кое-где даже сохранился лист ожидания;

– реконцепция объектов. Многие торговые центры, по информации Наталья Девятковой, задумываются об этом, чтобы возбуждать покупательский интерес, и не потерять поток.

Доля франчайзинговых объектов в торговых центрах Тюмени находится на уровне 19%, еще 35% занимают местные предприниматели, 46% – федеральные сети. При этом, еще несколько лет назад, по мнению экспертов, доля франчайзи была на уровне 2–3%. «Торговые центры любят вас», – обратилась эксперт к покупателям франшиз. По ее словам, при выборе между магазином и кафе по франшизе и доморощенным бизнесом арендодатель всегда примет сторону франчайзи. Причина проста – процент закрытия франчайзинговых проектов намного ниже.

Х5 Retail Group готова инвестировать в Тюменскую область миллиарды

«Мы никакого моратория на развитие вводили», – отреагировал на одну из реплик Натальи Девятковой директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group Станислав Наумов. По его словам, в ближайшие два года ритейлер инвестирует в экономику региона около 5 млрд рублей.

Большая часть этих средств уйдет на открытие по франшизе магазинов у дома «Пятерочка», количество которых в регионе удвоится. Причем «Пятрочки» открываются по системе обратного франчайзинга, когда основные затраты на открытие торговой точки и поставку продуктов несет держатель франшизы. А франчайзи получает вознаграждение за успешную реализацию товара. «Пятрочка» – это мотор нашего развития, – отмечает Станислав Наумов, – мы серьезно обновили этот формат. Теперь это не магазин для бедных, теперь это магазин с хорошим ассортиментом свежих продуктов, где потребитель чувствует себя очень комфортно".

Впрочем, не забудет компания и про остальные форматы. В Тюменской области за два года откроют 7 гипермаркетов «Карусель» и 11 супермаркетов «Перекресток». А штат Х5 в регионе вырастет с 800 до 2800 сотрудников.

*Ловить момент**

В нынешней ситуации для малого бизнеса гораздо больше положительных моментов, нежели отрицательных, уверен Ильдар Хусаинов, директор федеральной риелторской компании «Этажи». Наиболее тяжелая ситуация с кредитными средствами, которых, по мнению эксперта, можно сказать что не стало в принципе. «Молодому предпринимателю невозможно получить кредит без залога, да и с залогом тяжело», – отмечает он.

Как следствие, молодежь не слишком стремится открывать сейчас свое дело – риски зашкаливают, в итоге пропадает очень много идей. «За границей все по-другому. Поверьте, там люди с гораздо меньшим потенциалом, берут кредиты под 3–4% и спокойно открывают бизнес», – сетует Ильдар Хусаинов.

Тем не менее, сегодняшние условия провоцируют целеустремленных людей на переход в категорию предпринимателей. Да, все боятся рисковать и предпочитают зарабатывать наемным трудом. Но те, кто рискнут, добьются успеха. Ведь грамотный бизнес, организованный в кризис более устойчив, по статистике. «Главное – высокий интеллектуальный уровень и хорошее знание сферы, в которую вы готовы зайти со своим проектом», – считает бизнесмен.

В настоящее время в России, по мнению директора «Этажей», сложились уникальные условия для малого бизнеса. Во-первых, низкая налоговая ставка. Большинство предпринимателей работает по упрощенной системе налогообложения, в Тюменской области ставка по ней равна 5%. Для начинающих бизнесменов вообще объявлены налоговые каникулы в течение первых двух лет деятельности.

Другой момент – снижение уровня заработной платы в стране. Для население это конечно минус, но для предпринимателя – плюс. Падают издержки за аренду — ставки на нее, по мнению Хусаинова, в ближайший год снизятся на 30–45%. «Тот, кто сейчас поймает момент – будет вознагражден», – уверен он.

Открывать свое дело прямо сейчас важно еще и потому, что через 3–4 года ситуация развернется в обратную сторону. Вырастет оплата труда наемных рабочих, вырастут и налоги – налицо дисбаланс между уровнем налоговых сборов и социальных гарантий государства, из-за которых дефицит бюджетов регионов только растет.

«В России мы достаточно плохо умеем договариваться между собой и предпочитаем все делать сами, – добавил в заключение Ильдар Хусаинов, – стоит признать, при всей нынешней ситуации, интеграция бизнесов наиболее эффективна. Франшиза – как раз такой инструмент доверия другу к другу, а значит за ней будущее».

Источник: www.vsluh.ru